Илья Авербух: Сотникова — это «Спартак», Липницкая — ЦСКА

Апр 21, 2014
0
448

Илья Авербух, тренер российской фигуристки Юлии Липницкой, рассказал о прогрессе своей подопечной, порассуждал о конкуренции в отечественном фигурном катании и сравнил спортсменок с футбольными клубами.

— Фигурное катание после Сочи бьет по всем рейтингам популярность хоккея. Как вы думаете, долго ли это продлится?

— Должно было все вернуться на круги своя, фигуристы давно уже в нашей стране являются топ-спортсменами, — заметил Авербух. — Хотя, конечно, я думаю, что все-такидо славы Овечкина, Ковальчука, Малкина фигуристам еще расти и расти. Хоккейные болельщики пережили на последних двух Олимпиадах очень большое разочарование — понятно. Но это временно, это пройдет. К тому же у фигуристов не так много возможностей напоминать о себе. Пять-шесть турниров в сезон, Олимпиада раз в четыре года. Хоккейные же матчи проходят постоянно. Звезды НХЛ через день на слуху. Объемы информации даже смешно сравнивать.

— И в гонорарах вы никогда не сравнитесь с хоккеем. Ваш гастрольный тур, состоящий в основном из олимпийских чемпионов, — едва ли не единственный способ для них заработать на достойную жизнь.

— Особенно для тех, кто уже закончил карьеру. У нас с Ириной Лобачевой, например, все олимпийские призовые ушли на покупку квартиры. Я не жалуюсь, послеСолт-Лейк-Сити мы купили великолепную квартиру, огромную по метражу, в хорошем районе. Но на нее ушли все наши деньги без остатка.

— Ваши программы, поставленные Юлии Липницкой, — потрясли мир наравне с самой Юлей. Вы ожидали от программы такого успеха?

— Я сейчас скажу достаточно крамольную вещь, но объективно хореография в любительском фигурном катании находится просто в зачаточном состоянии. Я не вижу вообще никаких проблем на данный момент, работая с любителями в плане хореографии. Потому что если ты предложил какую-то идею и благодаря ей фигурист уже не просто ездит, размахивая руками,-то все в восторге. Соответственно, я не считаю, что я сделал с Липницкой что-то гениальное. Что запомнилось, что сработало в Юлиной программе — я ей сказал: «Мы не будем страдать под эту музыку, несмотря на то что она грустная, не нужно надрывных движений, вымученных жестов».

— Чем очень часто грешат фигуристы.

— Особенно российские фигуристы. И у этих страданий в профессиональных кругах есть свое название: «У русских опять болит живот». Надо это все уже убрать, забыть, должно прийти другое восприятие мира. Поэтому Юле я всего лишь внес некоторую осмысленность в движения. Очень часто хореограф видит только себя в искусстве и пытается «под себя» создавать образы. Я же несколько дней приглядывался к Юле, понял ее, почувствовал. И нужно было только помочь ей, сохранив ее гениальность, легкость, индивидуальность, подчеркнуть то, что нужно. Кстати, когда Юля сама предложила нам музыку из «Списка Шиндлера», поначалу эта музыка не вызвала у меня энтузиазма. Она слишком часто звучит, в ней нет оригинальности. Но мне всегда интересно решать более сложные задачи: создать нечто не из того, что я сам увидел и к чему пришел, а полюбить то, что любит спортсмен, увидеть его в этой роли.

— В следующем сезоне снова ждут чего-тонеобычного!

— Я отдаю себе в этом отчет!

— Юля производит впечатление девочки очень серьезной, с колючим характером. А в ней вообще сохранился ребенок?

— В этом миксе есть всё. Юля выставляет перед собой вначале некий барьер. Ее доверие нужно завоевать. Это важная история. Во-вторых, она внутренне очень анализирующий человек. Она умеет смотреть на себя со стороны. И это тоже важная история.

— Как это выглядит на практике?

— Когда я предлагаю ей то или иное движение, у нас происходит диалог. Юля не просто тупо повторяет — она анализирует: «Мне кажется, отсюда лучше выйти, а этого, например, не делать». Свою точку зрения она готова отстаивать. Это говорит о ее силе, о том, что у нее есть внутренние очень правильные установки. Конечно, Юля будет меняться. Ей 15 лет, она еще будет взрослеть, естественно, будет происходить эволюция характера. Я думаю, что сейчас надо немножко сбавить этот накал, ее окружающий, и спокойно готовиться к новому четырехлетию. У нас вообще очень сильное одиночное женское катание, появились невероятно талантливые девочки. Тем не менее у Юли есть все шансы следующее четырехлетие держать всех в напряжении и выиграть следующую Олимпиаду.

— В поколении необычайно талантливых девушек скоро начнутся драмы. Мест в сборной три, желающих гораздо больше. Будут смены гражданства,кто-то перейдет в парное катание.

— Да все пойдет естественным путем! Нечего об этом рассуждать. Сильнейшие победят, слабейшие отойдут. Кому суждено быть партнершей парного катания — значит, станет. Я лично вижу только один большой плюс: конкуренция всегда самый главный двигатель по направлению вперед. Я уверен, что в этой мясорубке, а там действительно мясорубка…

— …когда на одном льду сходятся Липницкая и Погорилая?

— Не только. И в группе Буяновой, и в группе Этери Тутберидзе. Там просто фейерверк прыжков, сложнейших каскадов, причем к ним рвутся мал—мала меньше. Гонят, «поджигают», подгоняют друг друга. В свое время такая плеяда выросла в Японии. А кто из них выиграет, тут вообще никто никогда не предскажет. Через год на первом плане мы можем вообще увидеть совсем других девчонок.

— Вы заявили, что нет смысла мирить Елену Ильиных и Никиту Кацалапова, потому что отношения внутри пары скорее всего были невыносимыми.

— Они приняли решение. Шли, шли, шли, до горки дошли и вдруг передумали: «Нет, не пойдем». Скатились вниз. Расстались. И теперь все начинается с нуля. Но я не исключаю вариант, что через какое-то время они вновь сойдутся. Нечто подобное уже было. И это случилось не где-нибудь, а в паре единственных в истории двукратных олимпийских чемпионов в танцах: Оксаны Грищук и Евгения Платова. У них тоже были очень и очень сложные взаимоотношения. Оксана была девушкой яркой, темпераментной, но с таким характером… Женя, в свою очередь, наоборот — очень интеллигентный, тонкий человек. Платов в какой-то момент дошел до точки и уже не мог мириться с этими бесконечными импульсами Оксаны. Пара распалась. Попробовали кататься с другими партнерами, но через полгода Платов пришел к пониманию, что лучше мириться с характером, но быть чемпионом, и вернулся к Оксане. Такие решения нужно принимать ответственно. Чтобы было осознание того, что за всем этим стоит и тренерский труд…

— …и душа, и выбор другого человека.

— И душа, и даже финансы страны, извините. На какие деньги тренируются спортсмены? Это же налоги, которые платят граждане нашей страны. Поддержка публики — это не только аплодисменты, ты тренируешься на ее деньги, ты должен чувствовать ответственность.

— Кого сейчас можно назвать «Месси фигурного катания»?

— Сложный вопрос… Наверное, такого человека сейчас нет. Если же говорить о лучшем фигуристе всех времен, то для меня это однозначно Ирина Роднина.

— А могли бы сравнить наших звездочек — Липницкую и Сотникову с футбольными клубами?

— Аделину Сотникову я бы сравнил со «Спартаком». Это бесконечно сильная спортсменка. На Аделину, как и на «Спартак», делалась ставка. И неспроста. Она очень талантливая девушка, но собрать все воедино долго не могла, как и наша народная команда. Липницкая — как ЦСКА. Через трудности, через проблемы она добивается своего. При этом она очень стабильная фигуристка: есть уровень, ниже которого она никогда не опускается.

Комментарии (0)

Оставить коментарий

Новости Тамбова

Sportbox

Лучшее фото

Журнал